Главная Медиа Новости Поправка на ветер. Дальнобойщик рассказал, чем опасна езда на пустой фуре

Поправка на ветер. Дальнобойщик рассказал, чем опасна езда на пустой фуре

24.01.2024

Какие опасности подстерегают водителя, управляющего порожним автопоездом и что нужно учитывать, чтобы не попасть в ДТП?

Автор YouTube-канала Karev Trucking Алексей Карев рассказал подписчикам об управлении порожним автопоездом. Посмотреть видео можно на канале Алексея, а мы приводим текстовую версию. 

* * *

— Эти советы — для новичков. Опытные водители всё это уже прочувствовали вестибулярным аппаратом и сделали выводы. А для ребят, которые только готовятся сесть за руль фуры, думаю, информация будет полезной.

Многие знают, что ехать пустым классно. Плюсов много. В гору ты легко обгоняешь другие машины, с места разгоняешься быстрее, а тормозной путь на сухой ровной дороге будет короткий, и если возникнет аварийная ситуация, ты быстро оттормозишься.

Но начинающие дальнобойщики не подозревают о том, какие опасности кроются в езде без груза.

Когда машина пустая, сцепление с дорогой хуже. В автопоезде пять осей, но ведущая только одна, вторая ось тягача. Когда прицеп не загружен, ничто не прижимает её к дороге. На сухом асфальте это не так страшно, но в снег, в дождь, в гололёд с пустым прицепом ехать опаснее, чем с гружёным.

Вы можете подумать, что пустой прицеп тоже что-то весит, давит на ведущую ось. Да, с пустым прицепом сцепление лучше, чем вовсе без прицепа — но оно всё равно плохое. Шесть тонн (примерно столько весит прицеп) — это немного, и не все они давят на седло, значительная часть массы давит на оси прицепа.

Ещё одна неприятность — неудобное расположение центра тяжести автопоезда. Он немного смещается к хвосту по сравнению с ситуацией, когда вас хорошо загрузили, а большая часть груза расположена в передней части прицепа. Тогда на больших скоростях прицеп идёт как утюг, плавно. А когда он совсем пустой, хвост начинает чуть сильнее вилять из-за смещения центра тяжести в его сторону. Малейшее дуновение ветра или скользкий отрезок дороги — и там, где груженый прицеп проедет, не колыхнувшись, ваш прицеп… не обязательно сложится в ножницы, но колыхнётся. Вы это почувствуете.

С пустым прицепом вы гораздо сильнее подвержены воздействию бокового ветра. Понятно, что боковой ветер не страшен платформам и автовозам, у них минимальная парусность. А вот рефам, изотермичкам и шторам он страшен. И особенно плохо будет вести себя штора, если тент недостаточно сильно натянут, потому что тогда парусность повышается. А ещё хуже, если штора — «мега», потому что площадь брезента ещё больше. В «меге» можно отрегулировать внутреннюю высоту от 270 до 300 сантиметров. Когда «мега» настроена на 300 сантиметров внутренней высоты, её площадь на 10% больше площади стандартного шторного прицепа.

Уже третий год я езжу по Европе на «мегах», и на взаимодействии с боковым ветром съел собаку. Как не допустить аварий, связанных с ним? Важно понимать, когда боковой ветер сильнее всего. Это открытые места, где голая степь до горизонта. Места, где вы из закрытого пространства выезжаете на открытое. Например, из холмов в степь.

Если сегодня погода плохая, то ветер на дороге будет неслабый — садясь за руль, следует держать такие мысли в голове. Кто работает на «мегах», не даст соврать: каждое дуновение ты чувствуешь спиной. Пусть немного, на миллиметр, но машина виляет, и это ощущается.

Вероятность опрокидывания от ветра имеет прямую корреляцию с вашей скоростью, возведённой во вторую степень, в квадрат. Если вы увеличите скорость в два раза, то вероятность улететь с дороги повысится не в два раза, а в четыре. Там, где гружёный реф может себе позволить сбросить скорость с 90 до 80, пустой «меге», чтобы машина перестала вилять, нужно сбрасывать до 70 и даже ниже. Особенно если речь идёт о движении в дождь, снег, гололёд, когда пустой прицеп имеет плохое сцепление. Почувствовав малейшую потерю контроля, сбрасывайте скорость. Бить по тормозам не надо, но можно отключить круиз-контроль — и скорость сама снизится.

Когда едет одна «голова», ветер на неё почти не влияет. Но сцепление ведущей оси становится совсем плохим. Центр тяжести перебрасывается к передней оси. В этом есть небольшой плюс: можно немного смелее пользоваться ретардером. Забегания задних колёс на передние по идее возникнуть не должно…

Но — только по идее: в поворотах будет работать ещё и дифференциал, и при включенном ретардере он может неадекватно распределять крутящий момент между правыми и левыми колёсами, что может спровоцировать занос. Поэтому разгоняться в поворотах нужно осторожно: вы можете начать немного дрифтить, и если вы к этому не подготовлены, могут возникнуть проблемы.

Без прицепа у нас совсем короткая колесная база. Чем она длиннее, тем менее машина маневренна, но более устойчива на высоких скоростях. С маленькой колесной базой машина при возрастании скоростей становится неустойчивой.

Почему ОПАСНО ездить пустым?

У вас остались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию со специалистом

Оставить заявку
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК