Главная Медиа Новости Спасибо за санкции: как уход иностранцев помог российским производителям прицепов

Спасибо за санкции: как уход иностранцев помог российским производителям прицепов

10.03.2023

Российский рынок новой прицепной техники так и не вышел из пике, начавшего­ся на старте 2022 года. За 12 месяцев спрос на прицепы и полуприцепы без пробега снизился более чем на 30 % и остановился на отметке 34,9 тыс. единиц,.

Аналитики предупреждали: 2022 год окажется непростым, но это было и так очевидно. С поочередным введением пакетов санкций и уходом импортеров из России рухнули продажи новых седельных тягачей и шасси европейских грузовиков, так с чего было расти продажам прицепной техники?! Емкость российского рынка новых магистральных полуприцепов по-прежнему оценивается в 11 тыс. ед., только расстановка сил теперь другая.

ГУД-БАЙ, «ЕВРОПА»!

Согласно устоявшемуся тренду, рынок РФ совершил рывок в продажах на самом финише. За 11 месяцев минувшего года оказались востребованными 31,1 тыс. ед. подвижного состава — в среднем по 2,83 тыс. в месяц. В декабре покупатели выбрали со склада на тысячу единиц прицепной техники больше! Однако не факт, что положительная динамика сохранится в наступившем сезоне-2023: слишком много так называемых факторов торможения. Впрочем, не зря говорится: нет худа без добра. Уход с российских просторов европейских поставщиков открыл транспортникам возможность экономить: разница в розничной стоимости сопоставимых продуктов «Сделано в России» и Made in EU составляет от миллиона рублей и больше. При этом отечественные модели все чаще приближаются к лучшим отраслевым аналогам по совокупности потребительских свойств. Например, все больше моделей получают оцинкованную раму, лучшие материалы и комплектующие.

Совершенно очевидно, что спрос частных перевозчиков и транспортных компаний сместился в сторону вторичного рынка. За те же 11 месяцев минувшего года в России сменили владельцев 61,7 тыс. прицепов и полуприцепов с пробегом. Максимальная глубина спада пришлась на май: –19,8 % (сбыт новой прицепной техники тогда обвалился на 30,8 %).

По данным Национального агентства промышленной информации (НАПИ), лидирующим брендом с большим отрывом от конкурентов стал «Тонар». Этот машиностроительный завод из Московской области встал на рельсы импортозамещения еще в 2012 году и к нынешней ситуации оказался готов, как никто другой. В общей структуре сбыта доля «Тонара» достигла 16 % (+6 % к 2021 году), а среди отечественных марок взлетела до 47 %. При этом только в сегменте седельных полуприцепов предприятие вышло на показатель 30 % от общего пирога. Всего тонаровцы реализовали 5,6 тыс. единиц прицепной техники: в основном рефрижераторов, шторников, самосвалов.

Коммерческому успеху орехово-зуевской марки не в последнюю очередь способствовало освоение новых моделей и совершенствование прежних. Взять хотя бы модернизированный полуприцеп-контейнеровоз КЗ-40 под 40‑футовые контейнеры на собственных осях. Теперь он способен возить танк-контейнеры со сжиженным природным газом, а это расширяет пул потенциальных покупателей, являющихся юрлицами РФ. О других новинках-2022 «Автопарк» рассказывал на протяжении всего сезона. В этот список попали шторник с подъемной крышей «Тонар-9888» (Т3‑13), контейнеровозы «Тонар-99883» (К3‑20) и «Тонар-9988» (К4‑20/30), самосвал «Тонар-95892» (SH3‑33) и др.

Машиностроительный завод начинал 2022 год с темпа выпуска 34 полуприцепов с логотипом медведя в сутки, а завершил его с показателем 40 ед. После ввода в строй нового заготовительного цеха этот показатель планируется довести до 55–60 ед. прицепной техники в сутки. Нетрудно догадаться, кто при этом возглавит рейтинг продаж по итогам 2023 года!

Шоковый период благодаря ранее заключенным контрактам и некоторым складским запасам более-менее благополучно пережил Schmitz Cargobull. Реализация 2,1 тыс. ед. новой прицепной техники позволила немецкому бренду обосноваться на второй позиции с долей в продажах 6,1 %. Не нужно быть потомственным экстрасенсом, чтобы понять: в 2023 году из-за санкций и прекращения поставок готовой продукции из Германии и Литвы коммерческая удача может отвернуться, и позицию придется уступить конкурентам. В частности, в затылок «синим слонам» дышит НефАЗ, который по итогам-2022 реализовал 1,8 тыс. новых прицепов и полуприцепов, что позволило взять условную «бронзу» с долей 5,1 %. В свете того, что растет спрос на строительные полуприцепы, производитель из Татарстана способен, что называется, «выстрелить».

К премиальной тройке лидеров присматривается идущий четвертым с долей 4,3 % калининградский завод «Грюнвальд». За 12 месяцев прошлого года перевозчикам отгружено 1,5 тыс. ед. прицепной техники. Здесь в продуктовой линейке велика доля самосвальных полуприцепов, а также новых моделей магистральной линейки в четырехосном удлиненном исполнении. Активно предлагаются и новинки для аграрной отрасли, и, в частности, четырехосный самосвальный полуприцеп Gr. T49‑AB с алюминиевым кузовом вместимостью 49 м3. Он оборудован прямым задним бортом с верхней навеской и функцией распашных ворот.

Спрос на технику настолько стабилен, что падение объемов позволило удержать динамику годового роста продаж на уровне 11 %. Даже прежней потребности участвовать в отраслевых выставках строительной и транспортной тематики уже нет.

О новых клиентах практически не мечтают, а держатся за проверенных делящие пятую строчку рейтинга челябинский ЧМЗАП и Туймазинский завод автобетоновозов (ПАО «ТЗА»). Их продукция разошлась количеством по 1,2 тыс. ед. — в среднем по 100 шт. каждого бренда ежемесячно. Соответственно, и удельный вес в структуре сбыта у них одинаковый — по 3,4 %. На их фоне на обочину съехали зависевшие от импортных поставок одноклассники по продуктовой линейке из Евросоюза и Турции. Не конкуренты они российским производителям и в наступившем сезоне-2023.

При этом следует учесть, что ТЗА как дочерняя структура КАМАЗа давно уже производит не только бетономиксеры, но также бортовые, шторно-бортовые и шторные полуприцепы — их линия оборудована в 2021 году. Сегодня производственные мощности достигают 150 ед. прицепной техники в месяц, или около 1,8 тыс. в год. В планах стоит достижение планки 180 ед. в месяц, или 2,1 тыс. ед. в год с последующей корректировкой в сторону увеличения.

Немного по объемам продаж им уступили российские бренды Bonum Trailer из Ростова-на-Дону и рязанский «Центр ТТМ». Первый силен своими автоцистернами для светлых и темных нефтепродуктов, второй делает упор на промтоварные и изотермические фургоны. Востребованность рынком отразилась в цифре около 1,1 тыс. экз. по обоим производителям с долей 3,2 % у Bonum и 3,1 % у «Центра ТТМ». В очередном сезоне результативность наверняка станет выше, в том числе за счет свежих моделей. Так, брендом Bonum маркирован новый четырехосный полуприцеп-зерновоз со сниженной на 0,5 тонны собственной массой (до 5,9 тонны).

Фактически в эту же обойму попал турецкий Kaessbohrer, но не факт, что фортуна улыбнется ему и в сезоне-2023. Объем реализованных 1,1 тыс. ед. новой прицепной техники и доля в 3 % пока остаются ориентиром, а как все сложится, станет ясно только к концу сезона. На охлаждение спроса может повлиять ряд факторов, в числе которых более сложная логистика, увеличение сроков поставки и розничных цен на оригинальные запчасти, проблема с выполнением гарантийных обязательств и т. д.

Замыкающим топ-10 стал с 1 тыс. проданных полуприцепов и долей 2,8 % немецкий Krone. В хорошие времена он входил в первую тройку, по крайней мере, среди зарубежных брендов. Теперь реалии вот такие.

Отошли на задний план не только магистральные полуприцепы, но и фургонные надстройки, которые были представлены в период проведения в России Чемпионата мира по футболу. С 2018 года не прошло и пяти лет, а ситуация изменилась до неузнаваемости. Теперь реальные коммерческие успехи в ближайшей перспективе можно пожинать разве что на вторичном рынке.

Всего суммарные продажи новой техники в первой десятке достигли величины 17,7 тыс. шт., а это более половины (50,4 %) рыночного объема. Первенство в реализации новой прицепной техники принадлежит столичному региону.

ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТОП-10

Все машзаводы по выпуску прицепного состава, не влившиеся в топ-10, за минувшие 12 месяцев произвели и продали 17,2 тыс. ед. новой прицепной техники, или 49,6 % от показателей по всей России. Регионы за пределами первой десятки реализовали 20,2 тыс. ед., что равноценно доле в 57,4 %.

В первую десятку пока не вошли некоторые российские производители, но у них есть все шансы улучшить свое положение по итогам 2023 года. В этом списке, например, Грабовский автомобильный завод (ГРАЗ). В начале 2022 года он выпустил стальной полуприцеп-цистерну емкостью 40 м3 с комбинированной подвеской. Подкатная тележка позволяет держать нагрузку на оси до 36 тонн, что позитивно воспринято потенциальными эксплуатантами.

Чебоксарское предприятие «Сеспель» точно заставит о себе заговорить, благо в усложнившихся условиях не сдается и находит выход в развитии улучшенных моделей. Одна из них — криогенный танк-контейнер на трехосном шасси для транспортировки и хранения сжиженного природного газа. Универсальность изделия кроется в возможности его транспортировки не только автомобильным, но также речным, морским и железнодорожным транспортом. Завод готов отгружать потребителям не менее 500 танк-контейнеров в год. Как говорится, был бы спрос, а за производителем дело не станет!

Меняются не только правила игры и ориентиры, но и стереотипы. На старте минувшего сезона стало ясно, что привычный статус-кво по специализации отечественных производителей прицепной техники остался далеко за поворотом истории.

К примеру, поставщик сортиментовозов «Политранс» заявил о готовности выпускать специальные транспортные системы для перевозки тяжелых карьерных гидравлических экскаваторов эксплуатационной массой до 205 тонн. Еще на старте сезона завод имел на руках патенты на модели ТС-12 и ТС-20. Модернизирована и серийная продукция: тот же трехосный сортиментовоз вместимостью до 51 м3 «похудел» до 7,7 тонны собственной массы за счет применения особо прочной стали.

Многоосные тралы с ориентиром на запросы российских клиентов продолжает совершенствовать завод «Тверьстроймаш». В первом квартале прошлого года он освоил выпуск четырех-осного низкорамного трала с полезной нагрузкой 32 т. Его передняя ось подъемная, четвертая — поворотная, и управление ими осуществляет бортовая электроника. Длина грузовой платформы новинки достигает 12,5 м, но при необходимости может быть увеличена до 20,5 м для транспортировки металлоконструкций, промышленных модулей и тяжелой спецтехники. Погрузочная высота не превышает 800 мм. В комплектацию трала включены две передвижные опоры шириной 250 мм и уширители до значения 2990 мм. Линейку «Тверьстроймаша» пополнил и пятиосный полуприцеп для перевозки строительной спецтехники массой до 60 т вместо прежних 54 тонн. Спрос на такие модели не просто сохраняется, но и имеет тенденцию к росту.

Неплохие перспективы воспользоваться уходом с рынка европейских производителей у компании «Meusburger-Новтрак» из Великого Новгорода. К началу прошлого года в партнерстве с заводом Libner Polska был разработан и поставлен в производство четырехосный полуприцеп SP-454 со сдвижным каркасом с влагонепроницаемым тентом. Его грузоподъемность в сравнении с трехосным аналогом повышена на 4 тонны (до 38,2 т), а в случае с морскими контейнерами это огромный плюс.

Хорошие козыри на руках предприятия «Могилевтрансмаш», структурно входящего в состав Минского автозавода. В сезоне-2022 они вывели на рынок Союзного государства несколько новинок разного назначения, и мы о них тоже рассказывали. Речь о четырехосном трале МАЗ-994900‑021 грузоподъемностью 52,8 тонны, магистральных МАЗ-976870 и МАЗ-975830 полезной нагрузкой 29,5 и 32,6 тонны соответственно, а также других новинках.

БИЗНЕС-ПРОГНОЗ

В сезоне-2023 никто из производителей прицепной техники не гонится за разработкой новых моделей: как говорится, не до жиру — быть бы живу. Пока неясно, как изменится стоимость материалов, энергоносителей, какими будут реальный уровень инфляции, ключевая ставка и прочие экономические факторы.

Эксперты НАПИ отмечают, что в IV квартале 2022 года средняя цена нового полуприцепа по сравнению с аналогичным периодом 2021‑го выросла на 13,4 % и достигла 3,8 млн руб. против прежних 3,4 млн. Еще существеннее подорожали прицепы с пробегом: их стоимость в октябре — декабре 2022 г. поднялась на 18,2 % и достигла 1,9 млн руб. (в 2021‑м было 1,6 млн). Прицепная техника дорожала даже по отношению к III кварталу минувшего года: за три месяца новые трейлеры «потяжелели» в цене на 2,3 %, а подержанные — на 2,7 %. И, судя по всему, в этом процессе «еще не вечер».

Исходя из этого, эксперты предрекают: в продуктовых портфелях машзаводов в основном будут фигурировать новинки 2022 года. Дело ведь не в новизне моделей, а в их потребительских свойствах и коммерческой привлекательности. А здесь многие транспортники исповедуют принцип: используй то, что под рукою, и не ищи себе другое!

Александр Трохачев
У вас остались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию со специалистом

Оставить заявку